Формирование коллектива младших школьников в процессе внеклассных занятий по русскому языку

В условиях модернизации образования особую значимость приобретает проблема воспитания детей и формирования их лидерских качеств в коллективе.  Вследствие этого  она является социально значимой, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. Вышеуказанная проблема развития личности в коллективе всегда находится в центре внимания всех социальных институтов нашего государства.

В сложных современных условиях школа остается главным и самым массовым институтом общества, способный осуществлять систематическое обучение и воспитание подрастающего поколения, в значительной степени сдерживать асоциальное поведение молодежи и который старается задавать определенные модели позитивной деятельности.    В решении вышеуказанных задач большую роль может сыграть дополнительное образование, поскольку оно обладает значительным социальным, педагогическим, культурным, воспитательным потенциалом. Внеклассная работа рассматривается как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация разумного отдыха и общения. Внеклассная работа - это составная часть учебно-воспитательной работы школы, самоуправления, детских организаций и классного руководителя. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребностям детей и молодежи в неформальном общении.

Изучение учебной и внеучебной деятельности школьников свидетельствует о том, что большую роль в формировании коллектива младших школьников в процессе занятий по русскому языку должна сыграть внеклассная работа. Целенаправленно организованная и систематически проводимая, она дает возможность в занимательной и увлекательной форме не только закреплять знания и навыки, но и сплотить учащихся, сформировать коллектив.

Коллектив формирует социально ценную личность, отвечающую требованиям всего общества. При этом в максимальной степени сохраняется индивидуальность личности, создаются условия для всестороннего его развития. Коллектив заинтересован в том, чтобы личность проявляла и развивала все свои способности. Блестящим подтверждением значимости коллектива служат идеи А.С. Макаренко, работа учебно-воспитательных коллективов всех уровней.

Формирование коллектива в любых организациях продолжает историческую преемственность, которая в разных вариантах существовала еще с давних времен, чему активно способствовала деятельность таких педагогов, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский, В.А. Петровский, Т.Е. Конникова, Ф.Я. Шапиро, А.В. Мудрик и т.д.

Изучение и анализ отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования показывают, что история развития теории коллектива противоречива. Начиная с            С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, шла усиленная разработка данной теории. В основе теории детского воспитания лежат положения о сущности коллектива, как социального влияния. Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития индивидуальности, и, следовательно, только в нем возможна свобода развития личности.

             Теория и практика организации и формирования коллектива рассматриваются в работах Н.П. Аникеева, И.П. Иванова, Р.С. Немова,        М.-А. Робер, Ф. Тильман, А.И. Донцова и др. 

В 60-70-е гг. идея о коллективном творческом воспитании широкое распространение получила и в Якутии. Единомышленниками, которые взялись на практике сформировать коллективные организации в школах городов и улусов, стали М.Д. Гермогенова (руководитель), Г.А. Хайдурова (средняя школа №2 г. Якутска), Р.Я. Антонова (Харанская СОШ), Т.М.Ильина (Павловская СШ), С.Н. Анисимова, А.П. Тихонова (Нюрбинская СШ №1), Е.П.Аммосова (Тумулская СШ), Л.И. Дьяконов (Легойская СШ),

Л.М. Винокурова (Чурапчинская школа-интернат) и т.д.

Таким образом, анализ учебных планов и программ позволил нам определить недостаточность изучения проблемы формирования коллектива младших школьников в процессе внеклассных занятий по русскому языку и выявить растущую значимость коллективных занятий учеников начальной школы в учебно-воспитательном процессе. Изучение практической деятельности учащихся младшего школьного возраста свидетельствует о нехватке внимания к вопросу формирования коллектива младших школьников в условиях начальной школы.

Статья студентки 5-го курса Ивановой С.И.,
Научный руководитель Мордовская А.В.

Категория: Мои статьи | Добавил: GM (13.03.2019) | Автор: Николаева Саргылана Ивановна
Просмотров: 133 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar