Формирование коллектива посредством спортивных игр у учащихся младшего школьного возраста

Коллектив формирует социально ценную личность, отвечающую требованиям всего общества. При этом в максимальной степени сохраняется индивидуальность личности, создаются условия для всестороннего её развития. Коллектив заинтересован в том, чтобы личность проявляла и развивала все свои способности. Блестящим подтверждением могучей роли коллектива служит опыт А.С.Макаренко, опыт учебно-воспитательных коллективов всех уровней - от яслей до высших учебных заведений.

Коллектив (от лат. Collectives- собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития индивидуальности, и, следовательно, только в коллективе возможна свобода развития личности.

Коллектив - группа высокого уровня развития. Педагогической наукой доказано: творческая индивидуальность формируется только в деятельности и в общении с другими людьми. Главная воспитательная функция коллектива - создание активной жизненной позиции личности.

Детский коллектив, как подчёркивает в своих работах Л.И.Новикова, при правильной его организации создаёт условия для адекватного самовыражения и самоутверждения личности. В детском коллективе ребёнок получает оценку своего поведения, деятельности, учится отстаивать свои взгляды и убеждения, формирует свою жизненную позицию. Под руководством педагогов коллектив становится важным инструментом индивидуального развития подрастающего человека. Ребёнок является и объектом, и субъектом складывающихся в коллективе отношений.

Движение коллектива и развитие личности - взаимообусловленные процессы. Формирование коллектива - сложный и длительный процесс., подчинённый определённым закономерностям.

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, отношения внутри коллектива, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними тесный контакт, сплачивают детский коллектив.

Игровой метод является ведущим в физическом воспитании. Его специфическая особенность состоит в возможности условного моделирования двигательных действий в реальной жизни. Игровой метод позволяет школьнику проявить свои физические потенции в разнообразных смоделированных видах двигательной деятельности, и, что самое главное, проявить творческие способности, самостоятельность и взаимоотношения с коллективом.

Спортивные соревнования в общеобразовательной школе рассматриваются как одна из ведущих учебно-воспитательных форм целостного педагогического процесса по воспитанию. Объединяясь с другими формами физического воспитания единством цели, спортивные соревнования характеризуются разнонаправленностью содержания, широким спектром методов организации и проведения, высокой эмоциональной насыщенностью, возможностью учащихся проявлять свои личностные качества.

В процессе спортивных игр или соревнований совершенствуются способность к инициативным действиям, приобретаются навыки взаимодействия, сознательной дисциплины, воспитывается умение подчинить интересам коллектива свои личные интересы, чувство взаимопомощи, ответственности перед товарищами.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы было проведено наблюдение за отношениями учащихся младшего школьного возраста  общеобразовательной школы  друг к другу внутри класса.

Для педагога важно постоянно отслеживать, как развивается коллектив в классе и школе. Для этого был проведён опрос учащихся по методике уровня развития коллектива. Как показали данные нашего опроса в целом, около 60% опрошенных детей участвуют в жизни коллектива, стремятся к сплочению группы.

Уровень развития коллектива можно выявить и через социометрический метод. Во время исследования я выявила самочувствие каждого ученика в коллективе. Остановилась на методике Е.О.Смирновой, которую провела с помощью анкетирования.

В итоге анкетирования можно сказать, что в уже сформировавшемся коллективе есть определённый лидер, и те, кто отстранён от совместной деятельности внутри класса. Эта группа имеет чёткие цели и задачи, у неё есть объединяющая всех деятельность. Поэтому ученики легко выбирают лидера. По результатам опроса и анкеты можно сказать, что есть и те, кто наиболее отстранён от коллектива.

      Таким образом, специально организуемое объединение детей - детский коллектив - позволяет моделировать характер всеобщих отношений, присущих обществу. И реальная практика отношений внутри детского коллектива имеет решающее значение в формировании личности ребёнка. Детский коллектив - та специфическая социальная среда и те условия, в которых не только формируется, но и развёртываются, качественно изменяются все отношения детей.

С.И.Иванова, студентка пединститута ЯГУ

Категория: Мои статьи | Добавил: GM (13.03.2019) | Автор: Николаева Саргылана Ивановна
Просмотров: 126 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar