Конспект урока по русскому языку в 4 классе

МБОО «Черкёхская средняя общеобразовательная школа имени П.А. Ойунского»
Тема урока: «Части речи. Повторение»


Тип урока: закрепление изученного материала.

  • Части речи. Повторение.

Цель: Обобщить и систематизировать знания о частях речи; определять и сравнивать их по существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.

Планируемые результаты.
Метапредметные:

- регулятивные: самостоятельно сформулировать тему и цели урока; работать по плану, корректировать свою деятельность;

- коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в ходе парной работы под руководством учителя, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других;

- познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах и преобразовывать ее из одной формы в другую, строить рассуждения;

-личностные: эмоциональность, связная речь, интерес к изучению языка.
Предметные результаты:

- умение распознавать части речи;

- умение определять морфологические признаки частей речи, обобщать и классифицировать по ним;

- находить и различать части речи в предложениях и тексте.


Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: презентация, учебные принадлежности учащихся, кроссенс-карточки.

Этапы урока

Содержание урока (работа учителя)

Работа учеников (ответы учеников)

  1. Актуализация знаний.

 

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня бодрыми и в хорошем настроении. Я надеюсь, вы сегодня порадуете не только меня, но и себя.

Апельсин.

- Скажите, пожалуйста, что вы видите у меня на руках?

- Что это?

- Какой он?

- Что случилось? Что он сделал?

- Сколько у меня апельсинов?

 

 

- Дети отвечают на вопросы и разбирают слова, показывающие разные части речи:

- апельсин

- фрукт (предмет)

- круглый, оранжевый, кислый, вкусный

- покатился (убежал)

- 1

II.Тема и цели урока.

Повторение и закрепление пройденного материала.         

 

 

 

 

 

 

 

- Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить дальше? Сформулируйте тему урока.

(На экране выводится страница с темой урока)

- Тема для вас новая?

- Да, вы правы. Мы знаем о частях речи и сегодня закрепим наши знания о них.

- Давайте вспомним, на какие группы делятся части речи?

(На доске прикрепляются таблички с названиями групп частей речи)

-  Назовите самостоятельные и служебные части речи.

(На доске прикрепляются таблички с названиями частей речи)

 

 

Работа со словами (карточками)

- Ребята, я вам приготовила такое предложение.

Мама купила в магазине вкусный апельсин.

Разбор предложения:

Мама – имя существительное.

Купила – глагол.

В – предлог.

Магазине – имя существительное.

Вкусный – имя прилагательное.

Апельсин – имя существительное.

 

Работа на доске.

- Распределите части речи и слова, обозначающие их по группам. 

 

- Отлично, ребята, скажите, слов каких частей речи не оказалось в данном предложении?

 

- Молодцы! А давайте теперь разгадаем загадки! 

Морфологические признаки частей речи.

1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. Догадались, кто я?

- Какие морфологические признаки у имени существительного?

2.Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. Узнали меня?

- Какие морфологические признаки у имени прилагательного?

 

3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Узнали меня?

- Какие морфологические признаки у глагола?

 

4.Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя существительное и имя прилагательное. Они самостоятельные части речи, а я служебная. Узнали меня?

5. Я о себе такого мненья - огромна роль моя:

Я делу отдаюсь сполна. Я заменяю имена.

Я заменяю известную часть речи. Узнали меня?

- Какие морфологические признаки у местоимения?

Физминутка.

- Части речи назовём,

и немножко отдохнём.

Называть части речи будем движениями:

- существительные – тянем руки вверх

- прилагательные – руки в стороны

- глаголы – приседаем (показываем все действия)

-  О частях речи.

- Части речи

 

- Нет, мы уже изучаем части речи.

 

 

- Самостоятельные и служебные.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное.

- Предлог, союз, частица, междометия.

 

 

- Дети смотрят, обсуждают и приходят к выводу, что каждое слово в предложении обозначает ту или иную часть речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельные и служебные.

 

 

- Служебные (междометия, союзы, частица) части речи и самостоятельные (местоимение, имя числительное, наречие).

 

- Учащиеся отгадывают загадки.

- Имя существительное.

- Имеет постоянные признаки (одуш. – неодуш., род, склонение), изменяется по числам и падежам.

- Имя прилагательное.

 

 

 

- Род, число, падеж

 

- Глагол.

 

 

 

- Время, лицо, число, род (в прошед. вр.)

 

- Предлог.

 

 

 

- Местоимение.

 

 

- Род, число, падеж.

 

- Учащиеся выполняют физические упражнения.

III Наблюдение и осмысление:

Работа в парах.

- Дети, теперь выполните в парах упражнение №1 из карточки. Здесь вы должны понять, какое слово объединяет все эти картинки. Если вы нашли это слово, то выполните задание 1 и 2. Какая пара закончит работу, сделайте взаимопроверку.

  1. Определите склонение существительных
  2. Просклоняйте существительное (разбор слова по падежам)

(Учитель проверяет выполненное задание)

 

 

- Ребята, давайте отложим ручки и тетради и составим устно предложения по картинкам.

 

 

Фронтальная работа

Ребята, давайте проверим наши знания. Я сейчас вам дам бумаги со схемами, которые нужно дополнить – указать признаки частей речи. Все поняли задание? Тогда приступаем.

- Самостоятельная работа учащихся в тетрадях по карточкам, взаимопроверка.

 

 

- Работа в парах (1, 2, 3 склонение и.с., 6 падежей русского языка).

 

 

 

 

 

- Работа учащихся в парах устно, составление предложений и объяснение их смысла, взаимопроверка.

 

Учащиеся дополняют схему.

IV. Итог урока. Рефлексия:

 

Домашнее задание: составить две картинки (по технологии кроссенс) на тему весна и урок. 
Давайте подведем итог.
- Над какой темой работали?
- Чего мы достигли на этом уроке?
- Продолжите предложения:
- больше всего мне понравилось…
- самым интересным на уроке было…
- эти знания мне пригодятся…

- Спасибо всем за урок! Молодцы, работали активно, повторили самое главное.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы учителя, подводятся итоги урока.

 

Категория: Мои уроки | Добавил: GM (13.03.2019) | Автор: Николаева Саргылана Ивановна
Просмотров: 127 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar